Материалы для рюкзака

Written by Жулли on пятница, 10 октября 2008 г. at 14:50


Материалы для рюкзака

Ткань
От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака (не менее важны также швы и конструкционные особенности, но об этом немного позже ).

Большинство рюкзаков шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них является Cordura и Oxford, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране, - авізент . Oxford более мягкий и легкий, чем Cordura, но менее крепкий. Появляются и новые материалы - например, TitanTexDuPont. Часто придется сталкиваться с китайскими подделками, какие более дешевые, но и менее крепкие .

Cordura бывает разной плотности, маркируется цифрами до 1000 включительно. Чем высшая цифра, тем более плотная и более тяжелая ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в местах, которые стираются больше всего ставят тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготовляют из более легких материалов.

Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, но это не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак всеодно рано или поздно промокнет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в-третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому доныне встречаются рюкзаки, которые сшиты из простого технического капрона, который использовался и 10-20 лет тому назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.

Для того, чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаючої ткани - из Тезиса и его аналогов, которые идут на изготовление байдарок и катамаранов.

Еще один важен момент - так называемый "горячий крой". Это значит, что крой всех деталей рюкзака, выполненных из синтетических тканей, должен обязательно оплавливать. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет трепаться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обшиты или обработаны оверлоком.

Нити
Рюкзаки шьют крепкими синтетическими нитями (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна отвечать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготовляют из брезента или его аналогов, нити тоже берут хлопковые. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед. При самодельном изготовлении капроновые нити еще и оплавливали зажигалкой - образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, которое не дает нити проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.

Стропы
Еще один важен элемент любого рюкзака - стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все другие регуляции о єму. Де-факто стандартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина - 15, 20, 25, 30 и 50 мм Для каждого варианта - свое назначение.

Найвузжчи стропы идут на всевозможные дополнительные элементы, крепления внешнего груза, ледоруба, коврика и потому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек - на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина - 25 мм Большинство строп на рюкзаке - именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, потому более простое найти в продаже пряжку вместо поломаної. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем более подавляюще 50 мм

Концы строп или зрізують вкось, что облегчает затяг в пряжку, или зашивают в 2-3 слоя, что препятствует непроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противоположном случае могут потеряться). Еще один вариант - конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно продвинуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.

Стропы бывают мягкие и твердые. Для пряжек лучше мягкая стропа, а твердая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность - важна характеристика, которая имеет прямое отношение к долговечности. Слишком "пышная" стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя неподобающим чином. С другой стороны, слишком плотная стропа становится твердой, ее трудно затянуть.

Стропы несут в себе и функцию дизайна. Большие фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, изобретательным орнаментом или просто такую, что хорошо сообщается с другими элементами и цветами.

Фурнитура
Фурнитура - это пряжки, молнии и все другие крючки-застежки, на вашем рюкзаке. Они должны быть крепкими и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками придется в рукавицах, и это предъявляет очень твердые требования к ергономічності фурнитуре - плохо, если нужно снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.

Еще недавно считалось, что наиболее прочная фурнитура - металлическая, но впоследствии оказалось, что красивая пластиковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес, при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов.

Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке - "трехплотная" пряжка. Она позволяет затаскивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна отвечать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке, и при этом легко затаскивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки. Поскольку на такой фурнитуре крепятся лямки, нужная повышена прочность. Красивая пластиковая " трехплотная " пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая - несколько большая. Из производителей фурнитуры наиболее известны западные Nexus, National Molding и російські"Снаряжение" и "Апри".

На поясном ремне необходима пряжка-самосвал. Во времена самодельного снаряжения на поясники ставили автомобильные ремни безопасности или ремни от самолетных кресел. Не секрет, что в результате массового увлечения туризмом в половине самолетов в СССР выполнить указание пилота "пристегните ремни" не представлялось возможным. Более законопослушные граждане были вынуждены самостоятельно выпиливать пряжку из металла (какой тоже где-нибудь крали).

Сам сброс на пояснику - требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгновенно освободиться от рюкзака. Существует два современных варианта поясной пряжки - фастекс и свойственно сам "сброс". Фастекс (есть еще срок "трезубец") удобнее застегать, сам "сброс" - расстегивать. Фастекс конструктивно более сложный, и потому менее надежный. Больше всего часто пряжки на поясном ремне ломаются не от использования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.

Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе "убитую" пряжку трудно заменить, придется розпорювати швы. Все сказано справедливо и для пряжек клапана, за тем исключением, что на них труднее наступить ногой.

Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, начіпних карманов, коврика, и вообще чего угодно, на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезами. Этот элемент фурнитуры менее всего поддается поломкам - просто нет почему ломаться.

Для затаскивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются затиски-"танки". Почему "танки" - честно говоря, не знаю. В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой одинаково "едут", не могут намертво зафиксировать шнурок.

Полезные мелочи - "колокольчики" на конце шнурков, которые позволяют схватить в рукавице. Стоит обратить внимание и на то, как сделанные в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверси или накладки из кожи. Кожа более легка, более проста в ремонте и замене, но менее долговечная. Люверси должны неприятное свойство частично отрываться от ткани.

Кроме этой основной фурнитуры, существует еще множество всякого эксклюзива. Некоторые фирмы специально заказывают необычные пряжки, чтобы их продукция отличалась от конкурентов. По большому счету, это все от лукавого, но попадаются и очень удачные решения. С нестандартной фурнитурой могут возникать проблемы при необходимости замены пряжки, которая вышла из строя: очень часто ломается "трезубец" фастекса, и если он нестандартен, то вы никогда не найдете аналог, и придется менять весь узел полностью, розпорювати швы, перешивать ремни...

Отнесем к фурнитуре и застежке-молнии. Их делят на два типа: "крученные" и "трактор". Трактор - это молния с большими зубами, каждый из которых отдельно закреплен на тканевой основе. При движении бегунка такая молния выдает характерный звук работающего вдали трактора. Крученные молнии изготовляют по другому, зубы образуют непрерывную крученную леску. Такие молнии более дешевы. Вопреки распространенному мнению, они служат достаточно долго. "Трактор" тоже не гарантия - иногда у него начинают выпадать зубцы.

0 Responses to "Материалы для рюкзака"

Мир прекрасен

и я его познаю.......

 
Путешествия