Конструкция рюкзака

Written by Жулли on суббота, 29 ноября 2008 г. at 14:52






Форма основной емкости рюкзака определяется его назначением и законами физики. Чем высший центр веса рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем более легко нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире от плеч, - будет цепляться за все в лесу, в двери не всегда можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высоки и узки. Возможность "роста" вширину остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.О’ єм рюкзаков измеряют в литрах. Однако, все не так просто! Измеряют эти литры по-разному. Самый простой способ - перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Больше продвинут способ, которым пользуются западные фирмы, - шутки в сторону! - в тестовый образец насыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло "под завязку" - такой и о’ єм. Еще момент - учитывается о’ єм карманов и клапана, или нет. Фирмы действуют по своему усмотрению. Поэтому, если на рюкзаке написано, что его о’ єм 60 литров, то это еще ничего не значит.Обычно рюкзаки делают слегка расширенными кверху. Это, с одной стороны, облегчает составление вещей, с другой стороны - содержимое будто прессуется при перенесении. Кроме того, таким способом несколько повышается центр веса. Но иногда можно увидеть зворотню картину - рюкзаки, которые расширяются книзу. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр веса опасен, - например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее.Есть еще один вариант - когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично разрешает отмеченную выше проблему: центр веса низко, но одинаково максимально соединенный с центром веса человека. Однако, составлять такой рюкзак сложнее, и в эти острые углы положить прибегают только какие-то мягкие вещи, которые не имеют большого веса и в итоге массы, которые влияют на общее распределение.В пересечении рюкзаки бывают круглые (в действительности - овальные), и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, который замещает каркас. Большинство каркасных рюкзаков имеют прямой край со стороны спины.Рюкзаки среднего (50-60 литров) и большого (свыше 60) о єму часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечии нижнюю часть называют "подвалом". Для доступа в "подвал" ушивается отдельная молния, а разделяющая перегородка ("диафрагма") застегивается или тоже молнией, или выполненная в виде тубуса. "Подвал" теряет содержание в случае, если в мягкий рюкзак вставленный по кругу коврик - открыв молнию, вы не сможете проникнуть вовнутрь. У разделения на емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство "подвала" полностью нивелируется снижением прочности, - любой элемент, который усложняет изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывают достаточно кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы из дна рюкзака.В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани - это позволяет при необходимости дополнительно увеличивать о’ єм .В специфических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упакування для байдарок и других средств сплава; примерно так же устроены рюкзаки для перенесения параплана и кайтів.Подвесная система рюкзакаПодвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу - то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность регуляции и тому подобное В данный момент подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на какого-то "среднего" покупателя, и необходимо индивидуальное припасування под фигуру.Самодельные рюкзаки, которые сшиты "под себя", часто не имели регуляций подвесной системы - автор и так знал (методом проб и ошибок) на какой высоте должны быть пришиты лямки и какая у него ширина плеч. Такой подход позволял добиться экономии веса и увеличения прочности - поскольку конструкция проще.Однако, вернемся к регулируемым системам. Чаще всего регулируется только один параметр - высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхнего отделения (в одной старой книжке это называлось "ремни противідкидания верха рюкзака"). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поясника относительно дна рюкзака.Много фирм дают своим подвесным системам непонятные аббревиатурные имена, типа "ABS-system" или просто какие-то красивые словца а-ля "Ergo Back System". В действительности все подвесные системы приблизительно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. Согласитесь, что если какая-либо "system" будет упиваться вам между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того, чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всяческие подушки-накладки в области поясницы.К подвесной системе отнесу также грузовую петлю рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда - и с обратной стороны, и по бокам. Главное, чтобы она была очень крепкой и хорошо (читай - правильно) пришитой. Например, во время одного из сложных альпинистских восхождений на моих глазах такая грузовая петля врасплох оторвалась, когда рюкзак висел на карабине на точке страховки. Итог - полет рюкзака со многими полезными вещами из высоты 300 метров. Хорошо еще, что это случилось на спуске... Много "хороших" слов были сказаны по адресу производителя того рюкзака. Вполне понятно, что такая ситуация просто недопустимая!

В самодельных моделях, специально спроектированных для лыжных походов, пришивают еще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и к ней цепляют санки-волокуши. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санки будут тянуть его назад, в нарушение центра веса системы "человек-рюкзак". При правильном расположении на пояснику вся нагрузка полагается на бедра человека, и тянуть санки намного легче; кроме того, можно снять поясник из рюкзака и использовать полностью независимо, просто как упряжку, а рюкзак положить на санки. Так поступают на простых участках, например при подъеме по ровным наледям сибирских рек .Лямки рюкзакаЛямки должны отвечать основному требованию - быть удобными. Именно в конструкции лямок заложены 80% удобства ношения рюкзака.В первую очередь, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регуляции. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния, между лямками. Слишком широко пораздвинутые лямки будут спадать из плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может сжимать дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где придется бегать или делать резкие движения.Форма лямок - серповидная, или S-подібна. Прямые лямки менее удобны, они неминуемо мнуться, принимая форму плеч .Лямки рюкзака в местах столкновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок являет собой многослойный сендвіч из разных материалов.Очень ответственный узел конструкции лямок - точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, к дну рюкзака, на поясной ремень... Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. В настоящий момент самое распространенное крепление лямок на стыке спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани.Пряжки регуляции длины лямок должны затаскиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже одев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку .Как уже было отмечено, современная конструкция лямок допускает наличие відтягнення, что идет от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку отбрасываться от спины. Положение лямок и точка пришиву этих ремней должно иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни будто продолжали наверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортного перенесения даже очень тяжелых грузов; более широкие лямки спадают из плеч или, напротив, врезаются в шею .Поясник рюкзакаПоясной ремень позволяет перенести часть нагрузки из плеч на поясница, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах (а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету).Поясники бывают пришитые и съемные. Второй вариант случается чаще. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, желательно анатомической формы, которая облегает бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок.Часто поясной ремень поставляют дополнительными відтягненнями на боковины рюкзака - это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не бултыхается. Удобно, если пряжка поясника легко затаскивается в рукавице - пояс застегал, а затем уже затаскивают, при одетом рюкзаке.Швы рюкзакаВажно, какими швами и как сшит рюкзак. Существуют много типов швов, они отличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам, производители стремятся к компромиссу между прочностью и сложностью технологии (читай - к уменьшению себестоимости).Самый правильный" шов для основной емкости рюкзака - бельевой или "запошивний", он должен работать на сдвиг, а не на отрыв. Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, ручки) должны пришиваться на yсиления (стропу, дополнительный слой ткани), и в любом случае не просто в шов!Традиционно слабые места - верхняя и нижняя точка крепления лямок, пришил боковых стяжек. Часто отрываются пришитые "не на месте" кармана. В каркасных рюкзаках металлические панцири могут прорвать ткань и вылезти наружу.Клапан рюкзакаКлапан сверху рюкзака - непременный атрибут любых моделей о’ ємом свыше 40 литров (кроме специфических рюкзаков типа чехлов для байдарок). Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить у него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.По своей конструкции клапаны бывают пришитые и "плавающие". Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще відщіпити клапан и использовать его отдельно как поясную сумку или небольшой рюкзачок (если такое предусмотрено конструкцией клапана).О’ єм клапана может колебаться в достаточно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи, - например, фотоаппарат .К основной емкости рюкзака плавающий клапан крепится на пряжках, которых может быть 2-3 со стороны спины и 1-2 со зворотньої стороны (в зависимости от ширины рюкзака). Со стороны спины ставят обычно "трехплотные" пряжки, а с лицевой стороны - фастекси или сам сброс. На старых самодельных рюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, защіпаючи металлические крючки за специально пришитые кольца.На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как внешне, так и из внутренней стороны.Стяжки рюкзакаСтяжки нужны для регуляции о’ єму рюкзака. Сразу обмолвлюсь, что чаще все-таки стоит зворотня проблема - сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют взыскать весь о єм, превратив составленный рюкзак в монолитный "кирпич", который намного более легко носить.В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ременчатый "каркас" вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна возлагаться именно на ремне. Так были сшиты большинство красивых самодельных рюкзаков. В настоящий момент производители экономят на стропах, и часто ушивают их прямо в боковой шов. Такая конструкция выходит ненадежной, поскольку нагрузка прилагается к одной точке и "работают" на отрывание. Более удачный вариант - если стропа пришита через дополнительный треугольник плотной ткани, которая распределяет нагрузку на большую площадь.Другой, немного обветшалый, тип боковых стяжек - это шнурівка. По моему мнению, шнурівка менее удобная. Единственный ее плюс - это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно при использовании пластиковых пряжек .Кроме боковых и вертикальных стяжек на продвинутых рюкзаках ставят также дополнительную стропу, что позволяет затянуть основной о’ єм сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый к отказу рюкзак пушок или другое мягкое дело. Дополнительная стропа позволяет спрессовать о’ єм под клапаном.Карманы рюкзакаКарманы удобны для хранения мелких предметов. В самодельных рюкзаках разнообразность форм карманов и мест их расположения не поддавалось описанию: были карманы, которые специально сшиты под вітіювату форму любимой миски, кармана, для карт (игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов...В промышленных моделях расположения карманов больше стандартизировано. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (в грязь, на мокрый снег) именно карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном .К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топора, пилочки но др. В этом случае конец сносного предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Красивые конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент - сквозное отверстие, декорированное люверсом. Содержание его в том, чтобы снег, который набился в кармашек, при таянии стекал наружу.Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS ).Нависка рюкзакаРаньше считалось, что снаружи мешка ничего бултыхаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка - хозяин просто не умеет его заключать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри - бечевку, ледовый инструмент и некоторые другие дела, удобнее носить извне.Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Бечевку, палатку, узкий коврик, можно прикрепить сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для перенесения ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропой из "ліпучкою" или пряжкой.Дополнительные емкости - крайний вариант карманов. Их навешивают позади или по бокам .Встречаются разные полукольца и карабінчики для крепления предметов на лямке - от рукавиц к ножу и фляжке .

0 Responses to "Конструкция рюкзака"

Мир прекрасен

и я его познаю.......

 
Путешествия